ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ-стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А.Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук). Апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.
«Круглый стол» методического объединения педагогов ДОУ «Капелька», работающих по программе "Социокультурные истоки".
В рамках реализации образовательной программы «Социокультурные истоки», для педагогов ДОУ «Капелька», работающих по данной программе в начале октября был проведён «круглый стол».
Руководитель методического объединения педагогов, работающих по программе "Социокультурные истоки", Сонина Е.П познакомила с теоретическими основами программы. Обсудили вопросы по организации занятий и совместных мероприятий с воспитанниками и их родителями. Были даны рекомендации по созданию в группах уголков «Мои истоки».
Русские посиделки
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым
дорожим. И в старом красоту
находим, Хоть новому
принадлежим. В. Шефнер Много
на Руси было праздников , но самые щедрые, самые радостные были когда люди собирались на посиделки. В средней группе 20 мая вместе с родителями и детьми,
мы провели итоговое развлечение «Русские
посиделки» по программе «Социокультурные
истоки».Звучание русской народной песни и группа украшенная элементами русской
избы; скамейки, коврики, самовар, прялка, кухонная утварь это всё, позволило
гостям окунутся в прошлое. На наших посиделках родители с детьми отгадывали
загадки, говорили скороговорки, потешки, пословицы, небылицы и пели песни.
Ребята с удовольствием играли в русские народные игры «Светит месяц», «Кукушка»
водили хоровод.Семья Новиковых спела русскую народную песню «Во поле берёза
стояла». Завершилось наше развлечение угощеньем для детей. Все ушли с хорошим настроением домой.
Светлая пасха Христова
Счастливой Пасхи от души желаем,
Христос воскрес – вот главные слова!
Пусть вас Господь от бед оберегает,
И наградит за добрые дела!
Пасха – главный христианский праздник православных верующих.
Это самый великий, светлый, красивый, добрый праздник, который несет с собой веру, надежду и любовь. Недаром его называют «Светлая Пасха Христова».
В Светлую Пасхальную неделю принято ходить в гости, обмениваться пасхальными яйцами, поздравлять друг друга с началом весеннего возрождения, обновлением жизни. В древности говорили: «На Пасху и солнышко играет». Сама природа благоволит началу новой жизни.
Музыкальный руководитель, воспитатели и воспитанники старшей группы подготовили фольклорный праздник: «Светлая Пасха Христова» для пожилых людей Комплексного центра социального обслуживания населения «Забота».Дети с большим удовольствием исполняли пасхальные песни, читали стихи, водили хороводы и танцевали.Подарили пожилым людям праздничные пасхальные яйца, которые украшали сами.
Мероприятие получилось очень теплым, дало пожилым людям заряд бодрости и позитива, осознания причастности к чему-то светлому, ведь, все праздники являются той самой объединяющей и согревающей силой, которая не дает угаснуть огоньку добра в наших сердцах.
Пасхальная неделя
Автор:Музыкальный руководитель Хайретдинова С.В. Социокультурное
развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений
о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. Не секрет, что нам приходится заново
учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались
в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В нашем детском саду мы знакомим детей с народными обрядовыми праздниками,
тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши
дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как
того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Пасху
радостно встречаем». Мы
с ребятами на протяжении недели с 22.04.2019г. по 29.04.2019года готовились к Пасхе. Дети познакомились с историей праздника, с его
символами. С большим удовольствием учили стихи и
песни посвященные Пасхе, украшали яйца, готовили пасхальные поделки, провели
непосредственно-образовательную деятельность: «Пасхальная открытка», «Цыпленок
в скорлупе»,открытое музыкальное занятие на тему «Светлая Пасха!»,
познакомились с древними обычаями и культурой, охотно играли в игры наших
прабабушек. Музыкальный руководитель,
воспитатели и воспитанники старшей группы подготовили
фольклорный праздник: «Светлая Пасха Христова» для пожилых людей Комплексного
центра социального обслуживания населения «Забота». Дети с большим удовольствием исполняли пасхальные песни, читали стихи,
водили хороводы и танцевали.Подарили пожилым людям праздничные пасхальные яйца,
которые украшали сами. Для родителей была подготовлена информация: «Готовимся к Пасхе вместе с
детьми», «Рассказываем детям о Пасхе», в которой есть история праздника, и
рецепты крашения яиц, и о народных играх.
Благотворительная ярмарка
Автор:
Музугова М. М. Ярмарка издавна была
частью русской культуры и истории, как нечто яркое и веселое, символ изобилия
народа и демонстрация удальства мастеров. Первого апреля совместно с родителями
средняя и вторая младшая группы в рамках проекта «Вместе навсегда» по программе
Социокультурные истоки провели «Благотворительную ярмарку». Ярмарка была
организована в помощь бездомным животным по теме «Дороги добра». Родители
вместе с педагогами приняли активное участие. На ярмарке были представлены товары,
сделанные родителями и педагогами: разнообразная выпечка, кондитерские изделия,
вязанные коврики, игрушки из фетра и другое. В русских народных костюмах «мамы-продавцы» созывали на ярмарку народ. Весёлая
музыка, атмосфера праздника не оставили никого равнодушными. С большим
интересом дети с родителями посетили ярмарку и купили всё, что им пришлось по
душе. На вырученные денежные средства мы
закупили корм и средства для ухода за животными и передали кураторам группы
«Хвостики плюс» для бездомных животных.
Вербное воскресенье
Автор: Сонина Е.П. Накануне Вербного
воскресения, 19 апреля в средней группе прошло занятие, посвященное этому
празднику, целью которого было: формирование духовно-нравственных качеств
посредством приобщения детей к православным традициям, народным праздникам и
православным обычаям. Дети узнали историю возникновения праздника, традиции
связанных с ним, познакомились с обрядовой куклой
Вербница, которая является оберегом домашнего очага, семьи и считается символом
весеннего праздника - Вербного
воскресения. Узнали о народных обрядах и обычаях, выучили приговорку про вербу.
Своими руками ребята изготовили веточки вербы из цветной бумаги, ватных палочек
и деревянных шпажек.
![]() |
![]() |
![]() |
Пасха
Пасха является самым главным праздником
православного церковного года. На Пасху отмечают воскрешение Иисуса Христа,
этот праздник олицетворяет победу добра. Празднование Пасхи – многовековая
народная традиция, так как на Руси еще до христианизации это был праздник
пробуждения природы и начала весны. В начале Пасхальной недели, 29 апреля, в
нашей, средней группе прошло занятие «Праздник Пасхи – традиции и обычаи».
Детям рассказали об этом народном празднике, о традициях и обычаях празднования
этого дня в России. Ребята познакомились
с самой красивой обрядовой куклой – Пасха, которая представляет собой
православную женщину в нарядной одежде, идущую освящать традиционную пасхальною
пищу в церковь. С детьми разучили веселые пасхальные игры: «Найди яйцо», «Катание
яиц», «Катись,
катись яичко». Ребята с удовольствием играли в них. Итогом занятия стало
украшение Пасхального яйца,
где дети проявили своё творчество и фантазию.
Отчет"Моя семья"
автор: Сонина Е.П. В семейном кругу мы с вами растем Основа
основ – родительский дом. В
семейном кругу все корни твои, И
в жизнь ты входишь из семьи. В
семейном кругу мы жизнь создаем, Основа
основ – родительский дом Семья — это наш оберег, защита и место, где мы
чувствуем себя счастливыми. В рамках тематической недели «Моя семья. День
Матери», с 19 ноября по 23 ноября, были проведены различные мероприятия, в
которых приняли активное участие не только дети, но и их родители. С
детьми были проведены беседы «С кем я живу», «Мамина красота», игра – беседа
«Кто мы?», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем». Дети рассказывали о своих родных
и близких, кто кем им приходится, как они проводят время с мамой и папой,
играли в пальчиковую игру «Дружная семейка». В течение недели были организованы
развивающие занятия: «Семейная фотография», лепка «Ваза для мамы», чтение А.
Фет «Мама! Глянь-ка из окошка». В конце недели была организованна
выставка работ «Моя семья» -итоги домашнего задания по программе
«Социокультурные истоки».
О занятии "Дружная семья"
Автор:
воспитатель Сонина Е.П. В сентябре в средней группе прошло занятие
по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные Истоки» с
родителями воспитанников группы по теме «Дружная семья». Родителей познакомили с комплектом книг для занятий
с детьми 4-5 лет по темам: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота»,
«Благодарное слово». Занятие началось с размышление над словом
«Семья». Передавая мяч по кругу, родители по очереди высказывались, как они
понимают это слово, какой смысл оно несет? Затем, прослушав китайскую притчу о
семье «Ладная семья», присутствующие сами рассказали, что помогает им сохранить
свою семью дружной. Поделились своим секретом сохранения дружной семьи, в
которой складываются самые теплые отношения, пронизанные искренней любовью,
заботой и вниманием друг о друге. Ведь
не зря же говорят: «Моя семья – моя
опора, моя семья – моя крепость». Работая с карточками, каждый родитель
индивидуально отметил несколько утверждений, которые он считает для своей семьи
приемлемыми и делают его семью дружной, счастливой. В процессе занятия
сформировалась теплая, дружественная атмосфера в зале. Родители были очень
активны. Поставленные
задачи такие как: значимость дружной семьи, ценность семейных отношений, развитие
мотивации к взаимодействию в группе - были выполнены. Спасибо родителям за активное участие!
Творческий проект "Матрешка"
В рамках реализации социокультурной программы «ИСТОКИ» был реализован групповой творческий проект «Русская матрешка». Социокультурный подход позволяет: • объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
• обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну структуру дошкольное учреждение, семью и ребенка;
• развивать социокультурную основу личности во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного, школьного и профессионального образования.
Выражаем искреннюю благодарность родителям принявшим участие в нашем проекте.
Семье Горбуновых, семье Нифталиевых, семье Байсуркаевых, семье Хафизовых, семье Сафиных.
Ваша активная позиция и поддержка помогает вашим детям развивать свое воображение, творческий потенциал и способности.
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |