Полезные ссылки

postheadericon Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

 

 

Автор: Казеева Т.А.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

·расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

·развитие художественно-эстетического восприятия;

·формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

·воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

·развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;

·учить понимать художественный образ произведения;

·формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

·развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

·воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира воспитанников и формирует у детей образное мышление.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.

Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепка из пластилина и тестопластика. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.

Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности можно использовать следующие приемы:

· Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.

·Экскурсии на выставки и музеи.

·Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы итд.)

·Лепка и конструирование сюжетов из истории России (космическая ракета, танковое сражение).

·Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.

·Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

·Наблюдение за красотой природы родного края.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно - прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 

Источник:https://multiurok.ru/files/nravstvienno-patriotichieskoie-vospitaniie-starshi.html

Комментарии:

Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 2 дней со дня публикации.