Детско-родительский проект как форма работы с семьями воспитанников
В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных
задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Законе предусмотрено,
что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС
дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В связи с этим возникает необходимость
по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания
единого образовательного пространства «семья- детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства. Детский сад сегодня должен быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться
формы и направления работы детского сада с семьей. Помимо традиционных форм работы с
семьями воспитанников, детский сад активно использует и инновационные формы. Одной
из эффективных форм взаимодействия с семьей в моей группе является организация детско-родительских
проектов. Что
же такое детско-родительский проект? Детско-родительский проект: · Это
такая система обучения, которая предусматривает получение знаний и умений самим
ребенком в процессе выполнения практических заданий. · Это
взаимодействие в системе «ребёнок-взрослый», построенное на соучастии. · Это
общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Организовывая детско-родительские
проекты, всегда нужно помнить об основных требованиях к использованию
проектного метода обучения: в основе любого проекта лежит проблема, которую
создал ребенок. Для решения проблемы требуется исследовательский поиск. Тематика
таких проектов варьируется в зависимости от запроса самого ребенка. Родители, участвуя в реализации проекта,
являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку
и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными
участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт,
испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и
достижений ребенка. Исследовательская проектная деятельность Цель: исследование предполагает
получение ответа ребенком на вопрос о том, почему существует то или иное
явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательский проект носит
индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения
ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов. Этапы исследовательской проектной
деятельности: Первый этап – создание ситуации, в ходе
которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской
задачи. Эта формулировка обычно звучит в виде вопроса, адресованного либо к
воспитателю, либо к родителям. Второй этап - связан с информированием
родителей. Третий этап - ребенок оформляет проект. Родители помогают
дошкольнику, но организатором проекта является ребенок. Все участники
образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные
формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание
иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и
др. Четвертый этап- защита проекта. Ребенок
вместе с родителями должен «подать заявку на защиту проекта», то есть сообщают
воспитателю, что они готовы поделиться с детьми группы своими новыми знаниями
о… Важно, присутствие родителей на защите проекта, чтобы помогли ребенку
подготовить рассказ о проделанной работе. Если это невозможно, то роль
соучастника берет на себя воспитатель. Пятый этап - педагог организует выставку
проекта и придумывает задания и игры для закрепления и систематизации
материала. Затем проекты находятся в свободном доступе детей. Примеры исследовательских проектов: «Удивительный
мир комнатных растений» вопрос: Чем дышат растения? «Шоколад - польза или вред», вопрос
ребенка: «Шоколад полезен для зубов или вреден?». Результат. - папка-передвижка
и конфеты собственного изготовления, «Родные люди». Результат – составлено генеалогическое
портфолио семьи Творческий проект. Творческая проектная деятельность -
создание нового творческого коллективного продукта. При выполнении коллективного проекта
каждый ребенок предлагает свое решение выполнения проекта. Одним из отличий творческого
проекта от исследовательского является то, что на завершающем этапе у ребенка
имеются не только знания, но и продукт. Этапы
творческой проектной деятельности: Первый этап – проведение
подготовительной работы, где педагоги обсуждают возможные темы проектов,
связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Второй этап – определяются мотивы
участия детей в деятельности. (Например, мы рассказываем детям о нежелании
детей соседней группы пить молоко и обсуждают отношения к нему детей. Дети
делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта, т. е. высказывают желание
рассказать о пользе молока). Третий этап – дети высказывают свои идеи
реализации проекта (кто за что будет отвечать). Четвертый этап – связан с
информированием родителей. Пятый этап – совместно с родителями дети
реализуют свои идеи. Шестой этап - дети демонстрируют свои
работы сверстникам, рассказывают, отвечают на вопросы воспитателя и детей. Седьмой этап – педагоги продумывают, как
представить полученный продукт. Восьмой этап – педагог вместе с детьми
организует работу по реализации общего замысла, осуществляется презентация
продукта творческого проекта. Проект может длиться столько дней,
сколько: - у детей сохраняется интерес к
выбранному содержанию; - взрослым удается поддерживать желание
детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять собственную копилку
раскрывающими ее материалами. Примеры творческих проектов: «Молоко и молочные продукты», «Где живут птицы?» начался с того, что
после беседы о перелетных птицах у детей возник вопрос: «Где жить скворцам,
когда прилетят весной на родину и как мы сможем им помочь?» Результат: Создание интерактивной игры «Угадай
мелодию» Реализация детско-родительских проектов помогает
сплотить семьи, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для
ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться
в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей
и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности Опыт по использованию разнообразных форм
работы с семьями воспитанников детского сада, дает положительные результаты. Желаю творческих успехов!Педагог дополнительного образования: Казеева Т.А.
Комментарии:
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 2 дней со дня публикации.